От автора. На Хабре, да и не только, про ботов рассказано уже так много, что даже слишком. Но заинтересовавшись пару недель назад данной темой, найти нормальный материал у меня так и не вышло: все статьи были либо для совсем чайников и ограничивались отправкой сообщения в ответ на сообщение пользователя, либо были неактуальны. Это и подтолкнуло меня на написание статьи, которая бы объяснила такому же новичку, как я, как написать и запустить более-менее осмысленного бота (с возможностью расширения функциональности).
Самая простая и описанная часть. Очень коротко: нужно найти бота @BotFather, написать ему /start, или /newbot, заполнить поля, которые он спросит (название бота и его короткое имя), и получить сообщение с токеном бота и ссылкой на документацию. Токен нужно сохранить, желательно надёжно, так как это единственный ключ для авторизации бота и взаимодействия с ним.
Как уже было сказано в заголовке, писать бота мы будем на Python’е. В данной статье будет описана работа с библиотекой PyTelegramBotAPI (Telebot). Если у вас не установлен Python, то сперва нужно сделать это: в терминале Linux нужно ввести:
sudo apt-get install python python-pip
Если же вы пользуетесь Windows, то нужно скачать Python с официального сайта .
После, в терминале Linux, или командной строке Windows вводим:
pip install pytelegrambotapi
Теперь все готово для написания кода.
Небольшое отступление. Телеграмм умеет сообщать боту о действиях пользователя двумя способами: через ответ на запрос сервера (Long Poll), и через Webhook, когда сервер Телеграмма сам присылает сообщение о том, что кто-то написал боту. Второй способ явно выглядит лучше, но требует выделенного IP-адреса, и установленного SSL на сервере. В этой статье я хочу рассказать о написании бота, а не настройке сервера, поэтому пользоваться мы будем Long Poll’ом.
Открывайте ваш любимый текстовый редактор, и давайте писать код бота!
Первое, что нужно сделать это импортировать нашу библиотеку и подключить токен бота:
import telebot;
bot = telebot.TeleBot('%ваш токен%');
Теперь объявим метод для получения текстовых сообщений:
@bot.message_handler(content_types=['text'])
def get_text_messages(message):
В этом участке кода мы объявили слушателя для текстовых сообщений и метод их обработки. Поле content_types может принимать разные значения, и не только одно, например
@bot.message_handler(content_types=['text', 'document', 'audio'])
Будет реагировать на текстовые сообщения, документы и аудио. Более подробно можно почитать в официальной документации.
Теперь добавим в наш метод немного функционала: если пользователь напишет нам «Привет», то скажем ему «Привет, чем я могу помочь?», а если нам напишут команду «/help», то скажем пользователю написать «Привет»:
if message.text == "Привет":
bot.send_message(message.from_user.id, "Привет, чем я могу тебе помочь?")
elif message.text == "/help":
bot.send_message(message.from_user.id, "Напиши привет")
else:
bot.send_message(message.from_user.id, "Я тебя не понимаю. Напиши /help.")
Данный участок кода не требует комментариев, как мне кажется. Теперь нужно добавить в наш код только одну строчку (вне всех методов).
bot.polling(none_stop=True, interval=0)
Теперь наш бот будет постоянно спрашивать у сервера Телеграмма «Мне кто-нибудь написал?», и если мы напишем нашему боту, то Телеграмм передаст ему наше сообщение. Сохраняем весь файл, и пишем в консоли:
python bot.py
Где bot.py – имя нашего файла.
Теперь можно написать боту и посмотреть на результат:
Отправлять сообщения это несомненно весело, но ещё веселее вести с пользователем диалог: задавать ему вопросы и получать на них ответы. Допустим, теперь наш бот будет спрашивать у пользователя по очереди его имя, фамилию и возраст. Для этого мы будем использовать метод register_next_step_handler бота:
name = '';
surname = '';
age = 0;
@bot.message_handler(content_types=['text'])
def start(message):
if message.text == '/reg':
bot.send_message(message.from_user.id, "Как тебя зовут?");
bot.register_next_step_handler(message, get_name); #следующий шаг – функция get_name
else:
bot.send_message(message.from_user.id, 'Напиши /reg');
def get_name(message): #получаем фамилию
global name;
name = message.text;
bot.send_message(message.from_user.id, 'Какая у тебя фамилия?');
bot.register_next_step_handler(message, get_surnme);
def get_surname(message):
global surname;
surname = message.text;
bot.send_message('Сколько тебе лет?');
bot.register_next_step_handler(message, get_age);
def get_age(message):
global age;
while age == 0: #проверяем что возраст изменился
try:
age = int(message.text) #проверяем, что возраст введен корректно
except Exception:
bot.send_message(message.from_user.id, 'Цифрами, пожалуйста');
bot.send_message(message.from_user.id, 'Тебе '+str(age)+' лет, тебя зовут '+name+' '+surname+'?')
И так, данные пользователя мы записали. В этом примере показан очень упрощённый пример, по хорошему, хранить промежуточные данные и состояния пользователя нужно в БД, но мы сегодня работаем с ботом, а не с базами данных. Последний штрих – запросим у пользователей подтверждение того, что все введено верно, да не просто так, а с кнопками! Для этого немного отредактируем код метода get_age:
def get_age(message):
global age;
while age == 0: #проверяем что возраст изменился
try:
age = int(message.text) #проверяем, что возраст введен корректно
except Exception:
bot.send_message(message.from_user.id, 'Цифрами, пожалуйста');
keyboard = types.InlineKeyboardMarkup(); #наша клавиатура
key_yes = types.InlineKeyboardButton(text='Да', callback_data='yes'); #кнопка «Да»
keyboard.add(key_yes); #добавляем кнопку в клавиатуру
key_no= types.InlineKeyboardButton(text='Нет', callback_data='no');
keyboard.add(key_no);
question = 'Тебе '+str(age)+' лет, тебя зовут '+name+' '+surname+'?';
bot.send_message(message.from_user.id, text=question, reply_markup=keyboard)
И теперь наш бот отправляет клавиатуру, но если на нее нажать, то ничего не произойдёт. Потому что мы не написали метод-обработчик. Давайте напишем:
@bot.callback_query_handler(func=lambda call: True)
def callback_worker(call):
if call.data == "yes": #call.data это callback_data, которую мы указали при объявлении кнопки
.... #код сохранения данных, или их обработки
bot.send_message(call.message.chat.id, 'Запомню : )');
elif call.data == "no":
... #переспрашиваем
Остаётся только дописать в начало файла одну строку:
from telebot import types
Вот и всё, сохраняем и запускаем нашего бота:
В Unity используется производительный язык программирования C#. Благодаря C# и Mono – кроссплатформенной реализации .NET,…